Ориентировочное время чтения 19 минут

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

Надежды и мечты, амбиции и их отсутствие — непредвзято о Hexwix Cup
1

Совсем недавно отгремели региональные турниры первого эшелона — киевский StarLadder ImbaTV Invitational Season 5 и московский EPICENTER XL. Вообще, с турнирами нам повезло — "Старладдер" является одним из опытнейших организаторов во всей дисциплине и собаку съел на проведении киберспортивных ивентов, что не могло не сказаться на качестве бренда. Коллеги из EEE не отстают и берут размахом — каждый новый "Эпицентр" устанавливает новую планку зрелищности и собирает альманах хвалебных твитов от представителей индустрии со всего мира (главное — не ходить на афтепати). В целом — картина жизнеутверждающая и не лишена повода для гордости.

Но это лишь вершина айсберга. А как живёт "дота" на периферии? Где зарождаются новые чемпионы, где набираются опыта организаторы, учатся менеджеры, практикуются кастеры? Может ли житель из регионов посетить полноценный "лан", без трансфера в Киев или Москву? И какой уровень может быть у такого "лана"?

С целью лично разобраться в поставленных вопросах, мы отправились на один из локальных турниров, проводимых в Харькове, Украина. Мы — это я (если ты не против, мы обойдёмся без архаичных оборотов, вроде "ваш покорный слуга" или "моя скромная персона") и фотограф, которого зовут Влад. 

Так вот, едем без звонка и прочих предварительных договорённостей. В инстаграммном посте адресом значится Арт-завод "Механика" — выходим из метро, и, немного пройдя вглубь районной промзоны, заходим во двор, ранее служивший фабричной площадкой. На входной арке висят надувные шары, прямо на земле расстелены тканые ковры — во втором фабричном здании, которое стоит чуть левее, проходит фестиваль еды. Проходим дальше, направо, и входим в нужный павильон.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

Обстановка вдохновляет — старое фабричное здание с высоченным потолком подходит для проведения подобных ивентов как нельзя лучше. Пусть слово "старое" не сбивает тебя с толку: павильон полностью отреставрирован и переоборудован под аутентичный развлекательный центр. По правую руку располагаются квест-комнаты и консольные клубы, чуть дальше конвейерная линия, перекроенная под барную стойку. Слева — комфортабельные столики и мягкие диваны; над столиками вторым этажом нависает лаунж-зона.

Подходим к пропускному пункту, там нас встречает молодой человек — Богдан. Представляемся, объясняем цель визита. Богдан достаёт смартфон, открывает наш сайт, видит моё лицо в авторской панели, и мы сразу получаем браслеты с доступом. — Команды и сопровождающие разместились за столиками у сцены: они заняли первые четыре секции, — объясняет Богдан. — У вас очень круто, — отвечаю, — только вот мы думали, что народу будет больше. — Мы тоже так думали, — поджимает губы Богдан, и мы проходим вглубь, к сцене.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

Тут действительно есть качественная сцена — полутораметровый помост с игровыми столами, расположенными трапецией, так же, как в своё время на Benaroya Hall, где проходили второй и третий The International. На сцене, перед командами, стоит небольшой экран для проектора, куда транслируется происходящее на карте (мы подоспели к самому началу противостояния — первому полуфиналу).

Импровизированный зрительный зал из нескольких рядов составленных друг к другу стульев начинается со стола комментаторов — всё как положено. На столе два монитора и ноутбук, обзёрвер следит за происходящим на карте, кастер работает на зал, попутно переговариваясь с немногочисленными зрителями. К сожалению, ряды из стульев практически пусты: несмотря на максимально крутую площадку и низкую стоимость билета, болельщиков очень мало. Пока обсуждаем с Владом обидную ситуацию, заканчивается первая карта, звучат жидкие аплодисменты, комментатор, закрыв ладонью микрофон, признаётся обзёрверу, что так и не понял, кто за кого играл, а мы отправляемся на поиски контента и размещаемся на диванах в самом конце зала.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

Этот турнир — первый ивент стартапа Hexwix. В отборочных приняли участие 50 местных команд, матчи проводились с помощью собственной платформы, продвинутого аналога faceit. На LAN-финал приехали четыре коллектива: DTS 2018, Epic Stories, Invalids и "Бездари". Как нам расскажет Богдан чуть позже, для людей, которые потратили много сил, энергии и вполне солидную сумму на организацию ивента (хотелось бы напомнить, что всё было сделано уж очень качественно для регионального "лана"), такие названия команд смотрятся как проявление неуважения. — В "доте" всегда есть место для "рофлов", — говорит Богдан, — но, если хочешь "рофлить" — делай это красиво. Не с помощью наплевательского отношения.

Призовой фонд — девайсы от партнёров на сумму 40 тысяч гривен (примерно 94 330 рублей). В рекламной афише отдельным пунктом значится конкурс косплея.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

Пока идёт вторая карта первого полуфинала мы подходим к столику, где готовится одна из двух ожидающих команд. Волею судеб это оказываются Invalids. Приглашение пообщаться заставляет ребят немного растеряться; после недолгих переглядываний один из парней встаёт и говорит соседу: "Так, ты со мной, кто ещё?...". Остальные потупившись смотрят в пол или в девайсы, ни на какие дальнейшие попытки коммуникации не реагируют.

Вчетвером мы проходим ближе к выходу, на наши диваны. Парней зовут Денис и Андрей. — Мы играем вместе четыре недели, — рассказывает Денис, тот что поднялся первым. — Вообще, мы из Чернигова, в составе есть один киевлянин, остальные из Харькова. По этому принципу и подбирали состав — игроки из других городов просто не согласились бы ехать, пришлось брать местных. Как уже можно было догадаться, Денис — капитан постоянно меняющегося ростера Invalids. — Когда нет организации, никому нет дела до названия. Выбрали первое, что пришло в голову, — объясняет Андрей, друг Дениса и менеджер команды.

— Основная проблема киберспорта в Украине — то, что он не признан официально, — продолжает Денис. — Не объяснишь родителям, чем занимаешься. Даже несмотря на определённую трендовость и мультимиллионный призовой фонд. А я хочу заниматься этим серьёзно.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

У Дениса 6300 MMR, Андрей уходит от ответа, объясняя, что играет в основном для себя, чтобы просто оставаться в форме. — Вообще, сложно разговорить людей, когда первый раз видишься вживую, — продолжает капитан. — У нас неплохие результаты, на отборочных к последнему WESG состав, который был у нас на то время, обыграл Vega Squadron в полноценном бо3! Если соперник попадается слабый, к нему можно не готовиться, а просто брать своих героев, — добавляет Артур, а потом просит соседа, — Ты расскажи про !SoNNeikO! и мету на Phoenix! — А, да, — Денис немного смущается, но продолжает — в 2016 году, когда Акбар показывал уровень на "фене" и его называли "Санрейко", это я придумал качать персонажа через луч, задал мету, так сказать. Много персонажей обсуждали мой билд, можно даже какие-то стримы найти. А потом !SoNNeikO! вывел эту схему на мировой уровень. Кстати, рейтинг я тоже на Phoenix набил, "пятёрка-онли".

Из разговора становится ясно, что парни серьёзно настроены на карьеру в киберспорте, так или иначе. Готовы преодолевать трудности и жертвовать по крайней мере, так выглядит со стороны. Желаем ребятам удачи и отпускаем их к команде. Забавное наблюдение — матёрые профессионалы и первые персоны русскоязычной Dota 2 идут на контакт намного охотнее, в беседе проявляют инициативу — подавляющее большинство интервью проходит в формате user friendly. Чего не скажешь о местных командах, разговорить которые, как оказалось, довольно непростая, хоть и посильная задача.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

Пока парень с окрашенными в красный цвет волосами пытается завести публику, скучающую в перерыве между картами, мы загружаем турнирный чатбот — удобный FAQ о турнире, небольшая, но весьма занятная викторина от Crystal Maiden и встроенная оповещалка о результатах игр и положении команд в сетке. Снова приходится гнать от себя досаду: оценить крутую фичу некому — за прошедшее время народу в зале не прибавилось.  

Итак, мы на диванах за столиком, проверяем аппаратуру. Заканчивается первый полуфинал, "Бездари" оправдывают своё название и покидаю турнир. В зале их ловит невысокая женщина, которая выглядит намного старше основной целевой аудитории. Она просит их подойти к рекламному стенду и рассказать о своих впечатлениях от игры, сама же начинает снимать парней на смартфон. Так, пока ребята борются с неловкостью, мы узнаём, что на мероприятии, кроме нас, присутствует ещё пресса.

— Занимаюсь комментированием с декабря, — рассказывает Вова, парень с модной бородой и в пиджаке, один из двух местных комментаторов. Когда мы узнаём, что Вова успел поработать с нашим PR-менеджером, в рамках комментаторской школы, понимаем, что мир киберспорта пока ещё очень тесен. — Пришёл по объявлению на "фрилансе", оказалось, что работаем для мобильного приложения, вроде "твича". На практике комментировали один харьковский турнир. Приходилось кастить после учебы или работы по пять часов в день на протяжении трёх недель. На платформе нас смотрело по 20 человек. Думаешь, это мало? На самом деле это уже что-то! Бывало в графе "Вас смотрит" красовался ноль — такое бьёт по морали, конечно. Неприятно.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

Пока Вова рассказывает о том, что на нашем турнире у команд, к сожалению, нет шумоизолирующих наушников и приходится заниматься самоцензурой, чтобы не сболтнуть лишнего и, к примеру, не "спалить" "смоки", в павильон заходит Глеб "Funn1k" Липатников — бывший игрок Na’Vi и вице-чемпион TI3. Покрутившись у входа в арендованную зону, Глеб окидывает взглядом сцену, полупустые ряды стульев, берёт за руку свою девушку Полину и направляется к выходу. Вместе с ним уплывает и наша возможность взять эксклюзивное интервью.

— Так вышло, что партнер организатора — мой одногруппник. Так что, комментирую на некоммерческой основе, — смеётся Вова. — Ничего особо не делаю для поднятия скилла, хотя, наверное, надо бы над дикцией поработать. Вообще, как говорил Lil, это либо есть, либо нет: киберспортсменом надо родиться. Та же история и с кастерами. Я вот разговорчивый, без этого у нас в профессии никуда.

Узнаём у Вовы, что он учится на пятом курсе Харьковского Авиационного Института (в настоящее время, следуя трендам образовательной системы Украины, ХАИ переведён в статус Университета с громоздким названием, но, при этом, как и большинство вузов страны, в народе продолжает называться по-старому. Мы следуем фольклору и используем привычное название).

Пока мы разговариваем, перерыв заканчивается и обзёрвер забирает нашего героя на рабочее место. В это же время к рекламному стенду выходит красивая девушка в костюме Crystal Maiden. Костюм не отстаёт от хозяйки — всё выполнено максимально качественно. Единственное расхождение с образом — цвет волос косплеерши, она шатенка.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

— Я была у истоков проекта Hexwix, вместе мы выиграли бизнес-акселераторы от Kyivstar и RaderTech, — рассказывает Юля, так зовут нашу Crystal Maiden. — Если коротко, акселератор — помощь через менторство, обучение, финансовую и экспертную поддержку в обмен на долю в капитале компании. Оба раза наш проект входил в число победителей.

— Что касается косплея, вживую я увидела его полгода назад и была покорена. С самой игрой у меня не очень сложилось, вот навёрстываю через костюмы. Это, кстати, временный образ. Мой первый костюм ещё в проекте. Я изучила истории персонажей, их характер, и выбрала Mirana. На вопрос о реализации маунта, Юля отвечает, что производством занимается специально обученная девушка и, если у неё не получится оправдать ожидания, придётся обращаться в академию дизайна. — А ещё я — PR-менеджер. Общаюсь с прессой, — продолжает "Ледяная Дева". В ходе разговора узнаём из какого издания женщина, которая брала видеовью у рекламного щита.

К сожалению, другого косплея на ивенте уже не будет — конкурс пришлось перенести на следующий турнир, который запланирован на сентябрь. Crystal Maiden уходит фотографироваться с посетителями, а к нам подсаживается Богдан, парень с ресепшена.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

— Вообще, турниром занимались несколько исполнителей, если их можно так назвать. Первые — это Влад, комментатор, и Макс, который с розовой чёлкой. Они занимаются тем, что организуют и проводят подобные ивенты, их основная среда обитания — группа "ВКонтакте". От стартапа Hexwix — это я, Денис, который занимался чатботом, Женя (тот самый одногруппник нашего знакомого кастера Вовы) и Рома, СЕО нашего проекта, — объясняет Богдан.

— В какой-то степени этот турнир проводится, чтобы пропиарить платформу. Правда, из-за сжатых сроков всё проходит не так гладко. В любом случае, это портфолио. Я шесть лет занимался общественно-политическим проектами, например, кейсами для повышения электоральной активности молодежи. Продавать выборы молодёжи намного сложнее, чем киберспорт. Так что, мне не привыкать преодолевать трудности, — мы пьём чай и наблюдаем за вторым полуфиналом.

— Спонсор отказал в технике, пришлось арендовать на общих условиях. Рано утром оказалось, что нет проектора. То, что вы сейчас видите — проектор из моего универа. Я, кстати, закончил аспирантуру, но пока не защитился, — продолжает Богдан. — Четвертьфиналы планировали тоже проводить перед публикой, но график не позволил. В общем, как бы там ни было, мы побороли все организационные промахи. И выстрелили.  

Пока мы общаемся, параллельно комментированию кастеры включают музыкальный фон в стиле house, чтобы поймать настроение и развлечь толпу. Противостояние на карте в самом разгаре.

Из разговора с Богданом узнаём о Федерации Киберспорта Украины, созданной в апреле этого года. Одним из основателей проекта оказался Антон Маркелов, брат Егора "markeloff" Маркелова, легендарного стрелка из состава Natus Vincere по Counter-Strike 1.6. А наш Роман, директор Hexwix и главный организатор турнира, — представитель Федерации в городе Харькове. Разговор с Ромой, как схватку с главным боссом, откладываем на финал.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

На очереди победители первого полуфинала — DTS 2018. Терпеливо ждём, пока ребята опустошат пакеты из McDonalds — победа нагоняет аппетит. В какой-то момент за столиком остаются двое парней, остальные разбрелись по фабричной территории. Наш выход. Забираем ребят на своё уже привычное место — столики с диванами.

— Наш состав — группа друзей, собрались мы довольно давно. Несмотря на это, боевого ростера просто не существует. Кто-то с кем-то общается, дружит, вот и всё, — рассказывают Яша и Илья. — Играем просто для "фана", проводим время. Мы разного уровня игроки. Кто-то играем с профессионалами, кто-то просто из "пабчика".

В это время подходит третий участник команды, усаживаем его за столик. Узнаём о тесте Velheor в Na’Vi. — Достойный игрок. Больше некого брать.

К нам присоединяется четвёртый член состава — капитан и "драфтер". Видно, что ребята чувствуют себя в своей тарелке, завязывается оживлённая беседа. Разговор, как водится, заходит о Na’Vi. Перекрикивая друг друга парни объяснят, что кик Акбара "!SoNNeikO!" Бутаева был ошибкой, и что хорошего игрока из Crystallize сделал именно он.

У ребят есть своя химия, при это каждый из них уверен, что они не могут играть таким составом, да и нет команды-примера, которая пробралась из низов. Карьерный рост в Dota 2 — дело индивидуальное. Вспоминаем Badman, который в какой-то момент был первым номером в рейтинге на своей Spectre, но он отказался играть с кем-нибудь, кроме Puppey и тем самым упустил свой звёздный час. Узнаём о том, что prodota "мёртвая", а их турнир закрыли из-за постоянных мошеннических ставок. В какой-то момент мы отпускаем диалог и парни просто беседуют друг с другом.

Подходит последний, пятый участник, команда в сборе. У новоприбывшего самая интересная и самая драматическая история из всех. Когда-то он играл в составе DTS 2010 года вместе с ArtStyle, Dendi, LighTofHeaveN и NS, и перед самой поездкой во Францию у него произошел конфликт с родителями из-за ЗНО (украинский аналог ЕГЭ). В итоге, вместо него покорять сцену укатил Dread. Ну, а что было дальше, ты знаешь —  Na’Vi, чемпионство на The International и миллион долларов. Вот такой поворот судьбы.

Отпускаем парней из DTS 2018 готовиться к финалу, а сами переходим к главному блюду.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

— Hexwix — площадка, где киберспортсмены могут искать себе команды, а организации, в свою очередь, находить игроков, — начинает свой рассказ Роман, СЕО Hexwix и главный организатор турнира. — Наша задача — структурировать потенциальных претендентов, сделать из них спортсменов и вывести на профессиональный уровень. Помочь с монетизацией, доходом.

Начинается гранд-финал, в нашем личном рейтинге собранные и целенаправленные Invalids олицетворяют сторону Света, циничные нигилисты из DTS 2018 — сторону Тьмы.

— Для организаций сервис работает как бесплатный "хэдхантинг", — продолжает идейный вдохновитель Hexwix. — Хотим избавить сцену от застоя, который сформировался на просцене. Смотрите, ведь сейчас существует не так много топовых команд-клубов. А сколько потенциальных продотеров? Миллионы!

— Вот, например, в футбол играет 300 миллионов футболистов, но команд, при этом, 300 тысяч! Всё дело в структуре. Её мы и хотим построить, и делаем это с помощью платформы. Потом сделаем лигу. Планируем выйти на компании, которым интересна аудитория геймеров.

— Кроме этого, платформа позволяет проводить турниры человеку, который обладает минимальными знаниями о киберспорте. Умный шаблон поможет сделать всё, что необходимо — сетка заполняется, матчи проводятся. А организатор может спокойно заниматься рекламой, работать с инвесторами. Здорово, правда? Не зря же получали гранд от British Council Україна! — Роман смеётся и продолжает, — Как проект, мы сначала ищем клиентов, а потом, когда заработает бизнес-модель, переключимся на инвесторов.

— С этими ребятами в киберспорте существует проблема. Инвестор — состоявшийся человек, в том числе и в вопросе возраста, для него игрушки — это не серьёзно. Очень мало положительных кейсов, громких примеров.

— Вот и набираемся опыта пока. Например, на Hexwix Cup. Проведение этого турнира стало возможным, благодаря коллаборации организаторов, наша цель — объединить сообщество. Ещё я очень благодарен магазину "Зона51", оператору Kyivstar, Федерации UESF, а также администрации города Харькова! Мне, как представителю Федерации Киберспорта Украины отрадно, что муниципальные власти идут на встречу.

Заметки путешественника. Региональные турниры как мерило успеха Dota 2

Мы, в свою очередь, благодарим Романа за тёплый приём и интересную инициативную беседу, обмениваемся контактами и рукопожатиями. Организатор по-хозяйски окидывает взглядом игровую зону и гостевые столики и исчезает в служебном помещении.

Подходит к концу и финальное противостояние на сцене. Вопреки спортивной логике и журналистскому желанию превратить реальную жизнь в красивую литературную канву, здесь хэппи-энда не случилось. Хаос одолел порядок, самодисциплина уступила надменному таланту, а герои оказались слабее антигероев: DTS 2018 уничтожили Invalids и забрали сертификаты на новенькую аппаратуру. Правда, как они сами сказали ранее, хорошие девайсы у них уже есть.

Мы выходим на улицу, уже стемнело. По дороге к метро я испытываю странное чувство выполненного долга и наивную, почти детскую гордость за дисциплину: пока у нас есть мечтатели, энтузиасты, контентмейкеры и организаторы вроде Вовы, Богдана и Ромы, у Dota 2 есть будущее. И этот потенциал, истинный потенциал, измеряется вовсе не размером призового фонда очередного The International.

Поделиться ссылкой
1

Смотрите также:

Грузим комментцы...

Смотрите также по этой игре: